Записи с темой: Философия (список заголовков)
05:36 

А Шопенгауэр - Люди подобны механизмам


Артур Шопенгауэр

Всякий день есть маленькая жизнь: пробуждение - маленькое рождение; свежее утро - маленькая юность; засыпание - маленькая смерть.

Кто постоянно похваляется каким-либо своим качеством, тот признает тем самым, что он им вовсе не обладает.

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.

Патриотизм - это страсть глупцов и самая глупая из страстей.

Война - самое нелепое изобретение человечества, на которое уходит большая часть средств и сил. И всё же мы воюем.

Храбрость - не добродетель; она готова служить и величайшей низости, а следовательно, она просто свойство темперамента.

Всякого рода умственное превосходство - ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки.
Среди женщин то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг.

Если кто-нибудь лжёт, притворитесь, что вы верите: он станет смелее, заврётся сильнее и изобличит себя.

То, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.

Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.

Несчастье умственных заслуг в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, у большинства которых столько способностей к правильному суждению, сколько у кастрата к оплодотворению.

Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки у великих людей.

Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота.

Никого мы так ловко не обманываем, как самих себя.

Первые сорок лет жизни дают нам текст, а следующие тридцать представляют комментарии к нему.

События нашей жизни похожи на фигуры калейдоскопа, в котором мы при каждом повороте видим совершенно иное, а в сущности - то же самое.

Шопенгауэр

@темы: высказывания, Артур Шопенгауэр, цитаты, цитатник, философия, мысли, классика

06:44 

Мишель Монтень


Мишель Монтень

Первый признак порчи общественных нравов - это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.

Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным.
Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе... они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение.

Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что оно сильно.
Почему люди следуют стародавним законам? Потому что они здравы? Нет, потому что они общеприняты.

Простой народ не в силах судить о вещах на основании их самих и легко поддается влияниям и видимости.
Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная познать подлинную суть вещей.

В основе того великого разрушения, каким является война, часто лежит прихоть одного человека.
Войны нередко ведутся из-за какой-нибудь причиненной ему обиды, либо ради его удовлетворения, либо из-за какой-нибудь семейной распри, то есть по причинам, не стоящим выеденного яйца.

Те, кто советует своим государям быть недоверчивыми и подозрительными, потому что этого якобы требуют соображения безопасности, советуют им идти навстречу своему позору и гибели.

Показав образец своего вероломства, монарх сразу нарушает добрые отношения с другими монархами и теряет возможность вступать с ними в какие бы то ни было соглашения.

Служа государям, мало быть по-настоящему скрытным, надо быть еще и лжецом.

Стремление монархов возвеличиться в глазах окружающих, постоянно приковывать к себе внимание свидетельствует о том, что эти государи не ощущают по-настоящему, что именно они собой представляют.

Души императора и сапожника скроены на один и тот же манер.

И даже на самом высоком из земных престолов мы сидим - на своем заду.

Мне ненавистна всякая тирания - и в речах, и в поступках.

Судье вручается судебная власть не ради его блага, а ради блага того, кто ему подсуден.
Высшего назначают не ради его выгоды, а ради выгоды низшего.

Худшее обличье принимают вещи тогда, когда зло объявляется законным и облекается в мантию добродетели.

В общественных недугах поначалу еще можно разобрать, кто здоров, кто болен;
но когда болезнь затягивается, то она охватывает все тело, с головы до пят: ни один орган не остается незатронутым.

Надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах.
Лучшее наше творение - жить согласно разуму. Все прочее - пустяки.

Монтень

@темы: мысли, мишель де монтень, классика, цитаты, цитатник, высказывания, философия

03:46 

Шопенгауэр против Нации


Шопенгауэр

Глупость нашей природы проявляется главным образом в трех формах: в виде честолюбия, тщеславия и гордости.
Самый дешевый вид гордости - гордость национальная.
Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств,
которыми он мог бы гордиться, иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами.
У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив,
всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах.
Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться,
хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит;
он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости...
Индивидуальность же стоит далеко выше национальности и заслуживает в тысячу раз больше внимания.
Вообще за национальным характером, так как в нем отражается толпа, нельзя по совести признать много хорошего.
У толпы есть глаза и уши, но крайне мало рассудка.
Скорее дело здесь только в том, что человеческая ограниченность, извращенность и порочность
принимают в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером.
Когда опротивеет один, мы начинаем расхваливать другой, пока и его не постигнет та же участь.
Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы.

Шопенгауэр

@темы: цитаты, цитатник, философия, мысли, высказывания, Артур Шопенгауэр

10:54 


Мишель Монтень

Прочистите лучше мозги - это будет полезнее, чем прочистить желудок.

Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно.

Искать опоры в одобрении окружающих, - значит опираться на то, что крайне шатко и непрочно.
В наше погрязшее в невежестве время добрая слава в народе, можно сказать, даже оскорбительна

Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует.

Я полагаю, что нет такой сумасбродной выдумки,
которая не встретилась бы где-нибудь, как общепринятый обычай.

Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу;
в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.

Для чего женщины скрывают те прелести, которые каждый хотел бы увидеть?
Для чего, если не для того, чтобы дразнить наши желания и, отдаляя нас от себя, привлекать к себе?

Пусть женщины отбросят стеснение и развяжут свои язычки, и сразу же нам станет ясно,
что в познаниях определенного рода мы по сравнению с ними сущие дети.

Целомудрие женщин несносно; но чрезмерная доступность еще несноснее.

Каждый из нас сделал кого-нибудь рогоносцем, но природа только на том и держится.

Тот, кто сказал, что удачные браки заключаются только между слепой женой и глухим мужем, поистине знал толк в этих делах.

Кто говорит всё без утайки, тот насыщает нас до отвала и отбивает у нас
аппетит; кто, однако, боится высказать все до конца, тот побуждает нас присочинить то, чего нет.

Если учителя просвещают своих учеников, преподнося им всем один и тот же урок, хотя способности их вовсе не одинаковы,
то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два-три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.

Мы любим наших детей по той простой причине, что они рождены нами,
между тем достоинства наших детей являются в большей степени их достоинствами, чем нашими.

Я охотно возвращаюсь к мысли о пустоте нашего образования.
Оно поставило себе целью сделать нас не добропорядочными и мудрыми, а учеными, и оно добилось своего:
оно так и не научило нас добродетели и мудрости, но зато мы знаем происхождение и этимологию этих слов.

Я считаю свои взгляды правильными и здравыми, но кто же не считает такими и свои собственные?

Наши превосходные рассуждения сплошь и рядом не более как заученный урок.

Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого.

Людей мучают не самые вещи, а те представления, которые они себе создали о них.

Чувства обманывают наш разум, но и он в свою очередь обманывает их.

Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в пыли забвения,
делают смешной нашу надежду увековечить в истории своё имя захватом какого-нибудь курятника...

Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом - все это блестящие деяния.
Смеяться, любить и не противоречить самому себе - это нечто более редкое и более сложное.

Вся слава, на которую я притязаю, это слава о том, что я прожил свою жизнь спокойно и... по своему разумению.


Монтень

@темы: цитаты, цитатник, философия, мысли, классика, высказывания, Монтень

05:14 

Аппарат виртуальных ощущений - Да или Нет?


философия

Вот уже два часа Роберт сидел перед бланком соглашения, не зная, подписывать его или уничтожить.
Он выбирал между двумя вариантами своего будущего.
Согласно первому варианту, его перспективы были туманными, а шансы реализовать свои мечты ничтожными.
Согласно второму варианту, он становился известной рок-звездой, которой гарантировалось состояние постоянного счастья.
Не такой уж богатый выбор, подумаете вы.
Но если первая жизнь будет проходить в реальном мире, то вторая жизнь будет протекать исключительно внутри Аппарата виртуальных ощущений.
Это устройство позволяло вам проживать всю свою жизнь в виртуальной реальности.
Все происходившие там события были призваны сделать вас более счастливым и удовлетворенным, чем в реальной жизни.
Но главное заключалось в том, что, находясь в этом аппарате, вы не подозревали бы о том, что уже не живете в реальном мире.
Вам бы казалось, что вы живете обычной жизнью: только в этой жизни вы являетесь одним из победителей, для которого все складывается хорошо.
Роберт знает, что, если он окажется в этом устройстве, его жизнь будет замечательной.
И все же ненатуральность этой жизни заставляет его колебаться перед подписанием соглашения, которое приведет его в этот рай...

Легко понять, почему Роберт не спешит.
Жизнь в этом аппарате будет фальшивой, ненастоящей, нереальной.
Но почему настоящая, «реальная» жизнь с ее взлетами и падениями должна быть предпочтительнее фальшивой, счастливой жизни?
Агент по продажам этого аппарата счастья сможет предложить вам несколько убедительных аргументов против этого.
Во-первых, подумайте над тем, что значит «подлинность» и «реальность».
Подлинный человек - это человек, каким он является на самом деле, а не кем он притворяется.
Но в этом аппарате Роберт по-прежнему будет Робертом.
Но, можете возразить вы, в реальном мире рок-звездой становятся благодаря своим усилиям, а в этом устройстве награда достается без усилий.
На что можно возразить: Талант имеет небольшое влияние на становление звезды; все решают удача и стечение обстоятельств.
Слава Роберта в этом аппарате будет не менее заслуженной, чем слава бесчисленного количества выскочек.
Успех в жизни в большей степени зависит от удачи: родились ли вы в нужном месте, в нужное время, у нужных родителей...
Что же касается идеи о том, что вы уходите от реального мира, мы можем сказать: будьте реалистами.
Мир, в котором вы сейчас живете, является не чем иным, как совокупностью ваших ощущений...
В каком-то смысле реальность есть всего лишь видимость... (Джулиан Баджини)

@темы: рассказы, мысли, философия, литература, Аппарат виртуальных ощущений, цитатник

05:39 

Ницше - Даль между человеком и человеком



Ницше

Жизнь - источник радости; но всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.

Где кончается уединение, там начинается базар, а где начинается базар, начинается и жужжанье ядовитых мух.

В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут вслед за тобою.

Я не бегу от людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.

Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы выдумываем себе человека, с которым вступаем в общение...

Остерегайся мелких людей! Перед тобою чувствуют они себя мелкими, и их низость разгорается против тебя...

Поверхностные люди всегда должны лгать, так как они лишены содержания.

А самым опасным врагом, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя повсюду.

"Это не нравится мне". – Почему? – "Я не дорос до этого". – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?

Обезьяны слишком хороши, чтобы человек мог произойти от них.

Говорят «тело», а думают о том, что ниже тела...

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран - не можешь иметь друзей.

Если друг причинит тебе зло, скажи так:
«Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое ты причинил себе?»

Если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других.

Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им?
Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он и есть созидающий.

Вы еще не искали себя, когда обрели меня.
Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

В мире недостаточно любви, чтобы её можно было расточать воображаемым существам.

Был только один христианин...

«Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!»

Я люблю храбрых: но недостаточно быть рубакой, нужно еще знать, кого рубить!
И часто больше храбрости в том, чтобы удержаться и пройти мимо: и сохранить себя тем самым для более достойного врага!

Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором.
Многое, что здесь называлось злом, там украшалось пурпурной мантией почести…
Поистине, люди дали себе всё добро и всё зло своё…

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания,
долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Эту жизнь должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз;
каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох заново вернутся к тебе...
Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова - и ты вместе с ними, песчинка из песка!

Ницше

@темы: высказывания, классика, мысли, философия, фридрих ницше, цитатник, цитаты

08:24 

ОШО - ЖИЗНЬ ЭТО ШУТКА


Ошо

Серьёзность - это грех.
И запомните, серьезность не означает искренность.
Искренний человек может чистосердечно смеяться, может искренне радоваться.
Искренность не имеет ничего общего с серьезностью.
Серьезность - это просто болезнь души.
Сделав человека серьезным, легко сделать его рабом.
Только тогда он опустится на колени перед деревянными или каменными статуями.
Только тогда он будет готов служить любому, кто представляет власть.
Когда дети смеются, взрослые думают, что они незнающие дети, еще примитивные.
Все усилия родителей, общества, учителей, священников состоит в том - как сделать их серьезными!
Как сделать, чтобы они вели себя как рабы, а не как независимые индивидуальности...
Вы просто должны быть христианином или индуистом или магометанином.
Вы должны быть коммунистом или фашистом, или социалистом.
Вам не позволяется иметь ваши собственные мнения; вам не позволяется быть самим собой.
Просто пойдите в церковь... Смеяться здесь кажется не к месту. Никто даже не может подумать, что Бог смеялся...
Религии направлены против жизни, против смеха, против радости...
Те, кто наслаждается жизнью на земле, отправятся в ад.
Но если действительно существуют ад, то там вы найдете всех поэтов, всех художников, всех скульпторов...
Вы найдете всех великих людей, которые сделали эту землю немного более прекрасной.
А чему способствовали ваши святые?..
Они мучили себя и учили других мучить себя; они распространяли психологическую болезнь...
Только человек может наслаждаться шуткой, может смеяться.
Компьютер не смеется, муравьи не смеются, пчелы не смеются; человек единственный, кто может смеяться...
Я не говорю - не плачьте.
В действительности, если вы не можете смеяться, вы не можете и плакать.
Есть миллионы людей, чьи слезы высохли; их глаза утратили сияние, глубину; их глаза потеряли влагу.
Если смех искалечен, слезы тоже искалечены.
Забывая смех, вы забудете и жизнь.
Ведь вся жизнь в целом - это великая космическая шутка.
Это не серьезное явление - приняв жизнь серьезно, вы упустите ее.
Ее можно понять только через смех.
Смейтесь же!..

Ошо

@темы: цитаты, цитатник, философия, мысли, классика, высказывания, Ошо

01:02 

апельсины и философия


философия

Джордж Бишоп стал внимательно вглядываться в стоявшую перед ним чашу с апельсинами, а затем мысли его пошли в другую сторону.
Он начал с того, что провел четкую границу между характеристиками апельсинов, которые касались их видимой сущности, и теми качествами, которые они имели на самом деле.
Цвет, к примеру, является простой видимостью: мы знаем, что дальтоники или животные, имеющие другую физиологию, видят «апельсин» совершенно не так, как обычный человек.
Вкус и запах апельсина тоже являются простой видимостью, поскольку они тоже зависят от кого-то, кто воспринимает этот фрукт.
Но когда Джордж начал убирать с фруктов «простую видимость», то обнаружил, что у него не осталось практически ничего...
(Беркли Принципы человеческого знания)

Как и младенцы, мы являемся «наивными реалистами», считающими, что мир представляет собой то, что мы видим.
По мере взросления мы учимся понимать разницу между тем, какими вещи кажутся нашим органам чувств, и тем, какими они являются на самом деле...
Но у нас по-прежнему нет четкого представления о том, что же такое эта реальность.
Ничего страшного, можете подумать вы... мы оставляем эту работу ученым.
Но не является ли эта ситуация случаем, когда ученые находятся в мире видимостей, так же как и мы?
Они тоже изучают то, что предстает перед нашими пятью органами чувств.
Когда я вижу что-либо в телескоп или микроскоп, я нахожусь в таком же мире видимостей, как и тогда, когда я вижу что-либо невооруженным глазом.
Ученые не видят того, что находится за этим миром видимостей, они просто смотрят на этот мир более пристально, чем обычно смотрим на него мы.
Это философская, а не научная проблема.
Кажется, мы понимаем разницу между видимым миром и миром реальным, но похоже, что заглянуть за эту видимость и увидеть «реальный» мир невозможно.
Когда мы понимаем, что Луна не является крошечной, просто она находится далеко от нас, и что палка, опущенная в воду, не согнута, мы не выходим за рамки видимого, мы просто узнаем, что одни видимые объекты являются более обманчивыми, чем другие.
И тут возникает одна дилемма:
Соглашаемся ли мы с тем, что мы не знаем этого мира и нам не дано вообразить, каким образом мы вообще способны его понять?
Или же мы отказываемся от этого представления и соглашаемся с тем, что единственным миром, в котором мы можем жить и который мы можем знать, является в конечном счете мир, который мы видим?..

(Баджини Занимательная философия)

@темы: мысли, философия, философские мысли, цитатник, цитаты

10:16 

ДИОГЕН - Ищу человека!


Диоген

Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, Диоген ответил:
- Народу много, а людей немного

Когда у Диогена спросили, какой зверь кусается больнее всего, он сказал:
- Из диких - клеветник, из домашних - льстец

Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он отвечал:
- Чтобы приучить себя к отказам

Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он говорил:
- Солнце тоже заглядывает в помойные ямы, но от этого не оскверняется

Среди бела дня Диоген бродил с фонарем в руках, объясняя:
- Ищу человека!

Один богач пригласил Диогена в свой роскошный дом, где все сияло чистотой,
Диоген осмотрелся и... плюнул прямо в лицо хозяину.
- Ты сдурел? - в бешенстве воскликнул богач.
- Просто это единственное грязное место в доме, - скромно ответил философ.

Александр Македонский хотел по-царски одарить Диогена и разрешил ему просить все что угодно.
Тогда Диоген попросил:
- Отойди в сторону, ты закрываешь мне солнце

Когда Александр спросил у Диогена, отчего тот ни капли его не боится, тот сказал:
- А какой ты человек, плохой или хороший?
- Конечно, хороший, - ответил царь.
- Так чего же тебя бояться? - удивился философ.

Когда у Диогена спросили, отчего люди охотно подают милостыню нищим,
но не спешат помогать бедным философам, он ответил так:
- Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами - никогда"

Когда философа приговорили к изгнанию он сказал своим соотечественникам:
- Вы изгоняете меня. Что ж, а я приговариваю вас до конца дней своих оставаться в нашей стране.

Диоген

@темы: высказывания, диоген, классика, мысли, философия, цитатник, цитаты

08:59 

Артур Шопенгауэр о гениях и обезьянах


Артур Шопенгауэр

Причина того, почему нам что-либо нравится, заключается в однородности и сродстве.
Всякий безусловно предпочитает себе подобного:
для глупца общество других глупцов несравненно приятнее общества всех великих умов, вместе взятых.
Поэтому каждому должны больше всего нравиться произведения однородной и родственной ему натуры,
т. е. человек банальный, поверхностный выкажет одобрение только чему-нибудь банальному, поверхностному...
Творениям же великих умов он будет придавать значение только ради авторитета, хотя они ему в душе вовсе не нравятся...
Находить действительное наслаждение в произведениях гения могут только привилегированные головы:
но чтобы признать их значение в самом начале, пока они еще не имеют авторитета,
для этого требуется значительное умственное превосходство.
Взвесивши все это, нужно удивляться не тому, что они поздно,
а тому, что они вообще когда-либо добиваются одобрения и славы...
Но до того времени самый величайший гений будет стоять себе среди людей,
как король среди толпы своих подданных, которые не знают его лично,
а потому и не оказывают ему надлежащего почтения...
И следует ещё признать за счастье, что огромное большинство людей
судит не из собственных средств, а просто на основании чужого авторитета.
Ибо какие бы суждения получились о Платоне и Канте, о Гомере, Шекспире и Гёте,
если бы каждый судил по тому, что он действительно в них находит...
Когда я наблюдаю людей, наслаждающихся творениями великих мастеров,
то мне приходят в голову дрессированные для комедии обезьяны,
которые хотя и довольно сносно жестикулируют по-человечески,
но все же выдают отсутствие истинного внутреннего смысла этих жестов и тем обнаруживают свою неразумную природу...
К тому же, чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант,
как тотчас же все посредственности этой профессии стараются всякими средствами лишить его возможности заявить о себе,
как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность.
Когда появляется на свете какая-нибудь новая парадоксальная истина,
то ей повсюду начинают упорно и постоянно противодействовать,
и даже тогда ее отвергают, когда уже колеблются и почти в ней убедились.
Между тем она продолжает в тиши действовать и, как кислота, съедает все вокруг себя,
пока не пошатнутся основы: тогда раздается треск, старое заблуждение рушится и внезапно,
как обнаженный монумент, воздвигается новое здание мысли среди общего признания и удивления.
Конечно, все это совершается обыкновенно весьма медленно.
Ибо того, кого стоило бы послушать, люди, по обыкновению, замечают лишь тогда, когда его уже нет...
Если профессора философии подумают, что я намекаю здесь на них
и на 30 лет практикуемую ими тактику против моих сочинений, то они не ошибутся.

А.Шопенгауэр

@темы: высказывания, Артур Шопенгауэр, мысли, философия, цитатник, цитаты

05:22 

Сверхчеловек



Сверхчеловек - центральная фигура философии Ницше -
это тот, кто преодолел ограничения предрассудков и обычаев,
великий гений, способный творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы.
Конечно, существовали в истории личности, которые мнили из себя сверхлюдей,
но зачастую они не тянули даже на звание человека...
Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае.
Сверхчеловек - это не вождь, не фюрер и даже не генсек, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать.
Это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного рассвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов...
Ницше мыслил сверхчеловека как долгий процесс величайших самопреодолений,
как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.

Не отдает Ницше какого-либо особого предпочтения «арийцам», антисемитам или немцам:
Вот что он пишет по поводу друзей Вагнера:
«Бедный Вагнер! Куда он попал! Если бы он попал еще к свиньям! А то к немцам!» (Ессе Homo).
Отказавшись приехать на свадьбу сестры Элизабет с Фёрстером (пропагандистом очищения Германии)
Ницше писал ей: «"Германство" вызывает мало энтузиазма, но еще меньше у меня желания печься о чистоте этой "великолепной расы"»

Существует миф о Ницше как об аморальном певце насилия и жестокости, но, ни до, ни после Ницше не было такого морального философа.
То, против чего протестовал Ницше, - это идея долга в морали.
Ницше восставал против морального принуждения, основанного на страхе наказания или расчете.
Он поставил перед человеком труднейшую дилемму: мораль или свобода, -
ибо традиционная мораль, окружала человека колючей проволокой запретов.
Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали.
Именно такой свободой и должен был обладать сверхчеловек Ницше -
мечта, которой так и не суждено было сбыться в течении двадцатого века,
которая, вероятно, не сбудется еще много веков...

"Человек - это мост, а не цель...
Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем...
Я люблю того, кто живёт ради познания и кто хочет познавать во имя того, чтобы когда-нибудь жил Сверхчеловек."
(Так говорил Заратустра)

Ф Ницше

@темы: цитаты, цитатник, философия, мысли, Фридрих Ницше

10:06 

Фридрих Ницше для Свободных


Фридрих Ницше

О СВОБОДНЫХ УМАХ
Свободным умом называют того, кто мыслит иначе, чем от него ждут на основании господствующих мнений.
Он - исключение, а связанные умы - правило;
последние упрекают его в том, что его свободомыслие возникло из желания выделяться, из его безнравственности или ненормальности.
Но так говорит лишь злоба, которая сама не верит тому, что говорит, а хочет только уязвить...
И вообще суть свободного ума не в том, что он придерживается верных взглядов,
а в том, что он освободился от общепринятого, всё равно, одержал ли он при этом победу или потерпел поражение.
Но всё-таки, как правило, на его стороне окажется истина или по крайней мере дух исследования истины:
ведь он доискивается причин, а остальные - только веры.
Связанный ум руководствуется не причинами, а привычкой;
к примеру, он христианин - не потому, что получил знания о различных религиях и на этом основании сделал свой выбор;
он англичанин - не потому, что принял решение в пользу Англии;
а просто он нашел готовыми христианство или британство и взял их без всяких оснований,
подобно тому как человек, родившийся в винодельческой местности, приучается пить вино...
Привычка к духовным принципам без всяких на то оснований и называется Верой...
О СВОБОДЕ
Ценность вещи определяется не только тем, чего можно ею достигнуть, но и тем, что за нее заплачено, чего она нам стоит...
И дело здесь не в либеральных учреждениях, а в борьбе за них.
Эта борьба и воспитывает людей в духе Свободы...
Свободный человек - это борец.
Высший тип свободных людей следует искать там, где постоянно приходится преодолевать величайшие препятствия в пяти шагах от тирании и на самом пороге рабства.
Великие люди, какие только до сих пор существовали, понимали Свободу в том же смысле, что и я,
как нечто,
чего желаешь
и что завоёвываешь...

Ницше

@темы: Фридрих Ницше, высказывания, мысли, философия, цитатник, цитаты

07:43 

ОШО


ОШО

Человек рождается в семье, среди человеческих существ.
С самого первого мгновения он не один; поэтому он получает определенное психологическое стремление всегда оставаться с людьми.
В одиночестве ему становится страшно...
Он не знает точно, чего боится, но когда он движется вне толпы, где-то внутри ему становится не по себе.
Быть с другими кажется удобным, легким, комфортным.
Именно по этой причине он никогда не узнает красоты одиночества; ему мешает этот страх.
Поскольку он рождается в группе, он остается частью группы, и по мере того как он растет, он начинает создавать новые группы, новые связи, заводить новых друзей.
Уже существующие коллективности не удовлетворяют его: нация, религия, политическая партия...
Но все эти стратегии служат только одному: никогда не быть одному.
Все существование - это существование вместе в людьми.
Одиночество кажется почти как смерть.
Это своего рода смерть; это смерть личности, которая создана в толпе.
В то мгновение, как ты выходишь из толпы, ты выходишь и из своей личности.
В толпе ты точно знаешь, кто ты такой.
Ты знаешь, как тебя зовут, ты знаешь свои ученые степени, ты знаешь свою профессию...
Но в то мгновение, как ты выходишь из толпы, где твоя личность, кто ты такой?
Внезапно ты осознаешь, что это не твое имя - это имя было тебе дано.
Ты - не твоя раса. Какое отношение имеет раса к сознанию?
Твое сердце - не индуистское и не мусульманское; твое существо не ограничено никакими национальными политическими границами; твое сознание - не часть никакой организации или церкви.
Кто ты такой?
Внезапно личность начинает исчезать.
Это страшно: смерть личности.
Теперь ты должен все открыть заново, тебе впервые приходится задаться вопросом: кто ты такой?..
Может быть, ты был не более чем комбинацией мнений толпы, ты был не более чем своей личностью.
Никто не хочет быть ничем. Никто не хочет быть никем, а фактически каждый и есть никто.
Каждый - никто...

ОШО (из книги: "Любовь. Свобода. Одиночество")

@темы: мысли, ошо, философия, цитатник, цитаты

00:58 

Фридрих Ницше против Войны!


Фридрих Ницше

Ни одно правительство не сознается, что оно содержит войско ради удовлетворения своей страсти к завоеваниям.
Войско существует якобы для защиты...
Но ведь это другими словами значит, что мы, признавая за собою высокую нравственность, приписываем крайнюю безнравственность соседу, который будто бы вынуждает наше государство думать о средствах к самозащите...
В таких отношениях друг к другу находятся все государства: они предполагают у соседей только дурные побуждения, а у себя только хорошие.
Такое предположение, однако, еще более негуманно, чем даже войны.
Мало того: оно само по себе уже представляет побудительную причину к войне.
Нам необходимо полностью отречься как от наклонности к завоеваниям, так и от учения, что войско необходимо для самообороны.
И, может быть, наступит великий день, когда народ, отличавшийся войнами и победами, отличавшийся развитием милитаризма и привыкший приносить ради этого всевозможные жертвы, добровольно воскликнет: "Мы разбиваем свой меч!" и вся военщина до самого основания будет уничтожена.
Сделаться безоружным, будучи перед этим наиболее вооруженным - единственное средство к действительному миру, который всегда должен основываться на миролюбивом настроении.
Так называемый же вооруженный мир служит признаком неспокойного состояния всех государств, которые не доверяют ни себе, ни соседям и, отчасти из ненависти, отчасти из страха не складывают оружия.
Но лучше погибнуть, чем ненавидеть и бояться
и вдвое лучше погибнуть, чем заставлять других бояться нас и ненавидеть! -
Вот что должно стать высшим принципом каждой страны.

Ф Ницше (из книги "Странник и его тень")

@темы: Фридрих Ницше, высказывания, мысли, философия, цитатник, цитаты

02:42 

Хайям - мудрости жизни



Омар Хайям

Лучше пить и веселых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюбленных и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?

Веселись! В мире все быстротечно, мой друг.
Дух расстанется с телом навечно, мой друг.
Эти чаши голов, что столь гордо мы носим,
На горшки перелепят беспечно, мой друг.

Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!

Пить вино хорошо, если в сердце весна,
Если гурия рядом, нежна и страстна.
В этом призрачном мире, где тлен и руины,
Для забвенья заветная чаша дана.

Не выращивай в сердце печали росток,
Книгу радостей выучи назубок,
Пей, приятель, живи по велению сердца:
Неизвестен отпущенный смертному срок.

Так как смерть все равно мне пощады не даст -
Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!
Так как жизнь коротка в этом временном мире,
Скорбь для смертного сердца - ненужный балласт.

Омар Хайям

@темы: высказывания, литература, любимые поэты, мысли, стихи, философия, цитаты

16:55 

ШОПЕНГАУЭР



Артур Шопенгауэр

Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один;
кто не любит одиночества - тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум - свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле...
Общество не позволяет нам быть собою; с целью уравнять нас с другими, оно принуждает нас уродовать себя.
Умные речи и замечания, имеют смысл лишь в умном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным...
Необходимо еще отметить, что все действительно ценное - не ценится людьми, а то, что ценится ими - на самом деле ничтожно.
Замкнутая жизнь достойных, выдающихся людей служит доказательством и следствием этого.
С другой стороны, людей делает общительными их неспособность переносить одиночество, - т. е. самих себя.
Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят их в общество, на чужбину или в путешествия.
Известно, что несчастия легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому и сходятся, чтобы скучать вместе...
Ум и душа большинства людей однотонны, у них вертится в голове все время одна и та же мысль, заменить которую другой они не способны.
Это объясняет почему они столь общительны и чаще всего держатся стадами.
Каждому из них невыносимо беспросветное однообразие собственной личности; лишь, сообща, соединясь, они образуют нечто цельное.
Умный же человек представляет собою маленький мир, и то, что другие образуют в совокупности, то образует он один, единством и цельностью своего сознания.
И если достойные люди, имея в виду какую-либо благородную, идейную цель, соберутся для этого вместе, то результат почти всегда будет следующий: из черни человечества, все заполняющей, повсюду кишащей, - из этой черни некоторые непременно вломятся и сюда, и тогда или испортят все дело, или так исказят его, что исход будет противоположен первоначальным намерениям...
Тот, кто рано свыкся с одиночеством и научился его ценить, тот приобрел золотую россыпь. На это способен не каждый.
Ибо или нужда, или скука, гонят человека в общество.
Даже Вольтер, общительный француз, и тот признался: «Земля населена людьми, не заслуживающими, чтобы с ними разговаривали»
Одиночество - удел всех выдающихся умов: иногда оно тяготит их, но все же они всегда избирают его, как наименьшее из двух зол.

Шопенгауэр

@темы: цитатник, философия, мысли, Шопенгауэр, цитаты

12:04 

ТРИ МУДРЕЦА



Три мудреца

ЛАО-ЦЗЫ

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.

Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

СОКРАТ

Если ты мыслишь - ты свободен.

Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком,
дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

ЭПИКУР

Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет.

Если Бог желает предотвратить зло, но не может этого сделать, то он бессилен.
Если он может это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы.
Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом?

Имей всегда в своей библиотеке новую книгу,
в погребе - полную бутылку,
а в саду - живой цветок.

@темы: высказывания, мудрые мысли, мысли, философия, цитатник, цитаты

01:50 

МЫСЛИ ФИЛОСОФА - Артур Шопенгауэр



Артур Шопенгауэр

Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого лишь соразмерно с собственным умом...
Любой ум останется незамеченным тем, кто сам его не имеет...
Существует лишь один способ показать дуракам свой ум - не разговаривать с ними.
* * *
Большинство людей настолько субъективны, что в сущности, их не интересует никто, кроме самих себя.
Потому-то они так легко обижаются и оскорбляются...
У иных дело доходит до того, что высказать в беседе с ними свои достоинства и свой ум - значит нанести им оскорбление...
Зато так же легко расположить их к себе путём лести.
Поэтому их суждения никогда не бывают объективными и справедливыми.
* * *
Ясный ум среди глупцов подобен человеку, у которого часы идут правильно, тогда как все городские часы поставлены неверно.
Он один знает настоящее время, но что ему от этого? - весь город живет по неверно поставленным часам...
* * *
Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас,
то надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена между двумя дураками; это испытаннейшее средство...
* * *
В какие бы формы не облекалась человеческая жизнь, элементы ее всегда одни и те же,
и потому сама она в существенных чертах всюду одинакова, протекает ли она в лачуге, при дворе, в монастыре или в полку...
События нашей жизни похожи на картины в калейдоскопе, где при каждом обороте мы видим нечто новое; на самом же деле - это все одно и то же.
* * *
То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей...
и если дурные поступки искупляются на том свете, то за глупые - придется расплатиться уже на этом
* * *
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с токи зрения старости - очень короткое прошлое...
Нужно долго прожить, чтобы понять, как коротка жизнь...
В юности даже само время течет гораздо медленнее; поэтому первая четверть жизни - оставляет по себе несравненно больше воспоминаний...
В молодости преобладает созерцание, в старости - размышление; первая - период поэзии, вторая - философии...
* * *
Мудрецы всех времен постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие большинство, постоянно одно и то же делали - как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь.
Вот почему Вольтер говорит: «Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его».

Шопенгауэр

@темы: мысли, высказывания, Артур Шопенгауэр, философия, цитатник, цитаты

03:28 

АРТУР ШОПЕНГАУЭР - ЧЕЛОВЕК ЗЛЕЕ ЗВЕРЯ



Артур Шопенгауэр

ЧЕЛОВЕК ЗЛЕЕ ЗВЕРЯ

Наш цивилизованный мир есть не более как громадный маскарад.
В нём есть духовенство, солдаты, доктора, адвокаты, философы - и чего только нет в нём!
Но все они не то, что они представляют.
Все они не более как простые маски, под которыми скрываются денежные барышники.
Но чтобы лучше обработать своего ближнего, один надевает маску законности, другой прикрывается личиной общего блага и патриотизма; третий берет маску религиозности и правоверия.
Кроме того, существуют еще общие маски, которые всюду уместны: таковы маски справедливости, вежливости, участия и дружелюбия.
Под всеми этими масками, как уже сказано, большею частью скрываются отъявленные промышленники, торгаши и спекулянты.
И каждый пришел бы в ужас, если бы увидел другого таким, каков он есть на самом деле.
Поэтому-то столь многие люди и предпочитают четвероногих друзей: действительно, на чём бы пришлось отдохнуть от человеческого притворства, фальшивости и злокозненности, если бы не существовало собак, в честную морду которых можно смотреть без недоверия?..
НО нас ждут более худшие вещи.
Человек в сущности есть дикое, ужасное животное.
Мы знаем его только в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией: поэтому нас ужасают случайные взрывы его натуры.
Но когда спадают цепи законного порядка и водворяется анархия, там обнаруживается, что он такое.
В каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшею легкостью перескакивает границы права, о чем свидетельствует обыденная жизнь и каждая страница истории.
Но к безграничному эгоизму нашей натуры еще присоединяется существующий в каждом человеке запас ненависти, гнева, зависти, желчи и злости, накопляясь, как яд в отверстии змеиного зуба, и ожидая только случая вырваться на простор, чтобы потом свирепствовать и неистовствовать, подобно сорвавшемуся с цепи демону.
Если не встретится для этого основательного предлога, то человек в конце концов воспользуется и самым ничтожным, раздувши его при помощи воображения...
Человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели кроме этой.
Другие животные никогда не делают этого иначе как для удовлетворения голода или в пылу борьбы.
Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить.
Но человек делает это - что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем зверский...

Шопенгауэр

@темы: высказывания, мысли, философия, цитатник, цитаты

13:59 

ФРИДРИХ НИЦШЕ о великих мужьях и пьяных дикарях



Фридрих Ницше

Из того, что некто есть "Великий муж", вовсе не следует, что он - муж;
возможно, только мальчик, или хамелеон всех возрастов, или околдованная бабёнка.

Что прежде всего перенимают дикари у европейцев? -
Водку и христианство... от чего они скорее всего и погибнут

Берегись! - он призадумался: сейчас у него будет готова ложь.

С чересчур громким голосом в глотке почти невозможно иметь тонкие мысли.

Он из упрямства крепко держится чего-то - и это он называет "верностью".

Он так труслив, что каждого принимает за Цербера - вот и вся его "вежливость".

Вот завистник - не следует желать ему детей:
он стал бы им завидовать в том, что не может уже сам быть ребенком.

Одного безрадостного человека достаточно, чтобы испортить настроение целому семейству -
счастье - далеко не столь заразная болезнь.

Иной и не ведает, как он богат, покуда не узнает, что его обворовывают.

Добро и зло суть предрассудки Божьи.

Один всегда неправ: но с двоих начинается истина - двоих уже нельзя опровергнуть.

Что такое оригинальность? -
Видеть нечто такое, что не носит еще никакого имени, хотя и лежит на виду у всех.

Что мы делаем, того никогда не понимают, но всегда лишь хвалят и порицают.

Что же такое в конце концов человеческие истины? -
Это - неопровержимые человеческие заблуждения.

Что говорит твоя совесть? - "Ты должен стать тем, кто ты есть".

Что ты любишь в других? - Свои надежды.

В чем залог свободы? - Не стыдиться больше самого себя.

Фридрих Ницше

@темы: цитатник, философия, мысли, классика, высказывания, Ницше, цитаты

Мысли, цитаты, рассказы, стихи, юмор

главная